3 октября в Копенгагене состоится министерская сессия Хельсинкской комиссии по экологии Балтийского моря (ХЕЛКОМ), где будут обсуждены актуальные проблемы окружающей среды Балтики, вопросы «зеленого» и «синего» экономического роста.
Одним из важнейших результатов деятельности Комиссии в последние годы стало существенное улучшение качества воды, поступающей в Санкт-Петербург. Немалая роль в этом принадлежит петербургскому «Водоканалу». Сентябрьский номер журнала «Вода Magazine» опубликовал интервью с его руководителем Феликсом Кармазиновым.
* * *
За 155 лет у петербургского Водоканала сформировался свой фирменный стиль, по которому его можно отличить от любого другого российского предприятия ВКХ подобного уровня и масштаба. О том, какие характерные черты ему присущи, как это отражается на его деятельности, рассказывает генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликс Кармазинов.
– Водоканалу Санкт-Петербурга – 155 лет. Какие наиболее отличительные черты у Вашего предприятия?
– Я бы, наверное, отметил то, что петербургский Водоканал никогда не останавливается на достигнутом. Мы не говорим: все, мы сделали максимум возможного, теперь можно и отдохнуть. Коллектив Водоканала постоянно нацелен на поиск и внедрение новых решений – и технических, и технологических, и управленческих. Конечно, такой подход возможен только тогда, когда в коллективе работают настоящие профессионалы. Я горжусь тем, что в Водоканале именно такие сотрудники.
– Сегодняшний Водоканал Санкт-Петербурга обеспечивает услугами водоснабжения и канализации пятимиллионное население и десятки тысяч предприятий города. Такие объемы не отражаются на качестве услуг?
– Водоканал каждый год заказывает проведение опросов, которые направлены как раз на изучение удовлетворенности потребителей услугами Водоканала. И эти опросы показывают, что около 90% петербуржцев – довольны качеством питьевой воды. В Петербурге питьевая вода является абсолютно безопасной. Это не наше заявление, это – оценка Роспотребнадзора. Отклонения иногда возникают только по содержанию железа. Дело в том, что для Петербурга основным источником водоснабжения является река Нева, вода в которой очень мягкая, поэтому у нее повышенная коррозионная активность. С учетом этого главное мероприятие для улучшения качества питьевой воды – обновление сетей. В прошлом году объем реконструкции сетей в полтора раза превысил показатели 2011 года. Сейчас работа продолжается.
Что касается услуг канализования, то в октябре этого года мы завершим крупнейший экологический проект – строительство Главного канализационного коллектора северной части города. И это позволит нам обеспечивать очистку уже 98,4% сточных вод города. Это, без преувеличения, очень высокий показатель для мегаполисов в мире. При этом важно, что петербургский Водоканал очищает стоки в соответствии не только с российскими нормативами, но и рекомендациями Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Два года назад мы полностью обеспечили выполнение этих нормативов: содержание фосфора в общем сбросе сточных вод Петербурга сегодня не превышает 0,5 мг/л, а азота – 10 мг/л. Не случайно еще осенью 2010 года президент Финляндии Тарья Халонен назвала улучшения в очистке сточных вод Санкт-Петербурга «достижением мирового класса». Мы очень дорожим высокими оценками наших финских коллег. И, к слову, проделанная нами работа вскоре позволит сделать шаг, которого, я уверен, ждут многие горожане. Сейчас большинство пляжей Петербурга закрыты из-за того, что вода не соответствует санитарным требованиям. Надеемся, что уже в следующем сезоне несколько пляжей в Курортном районе можно будет открыть.
– То есть программа «Прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга» завершена? Больше стремиться уже не к чему?
– Нет, программа прекращения сброса неочищенных сточных вод не закончена. До тех пор, пока будут в городе прямые выпуски сточных вод – будет действовать эта программа. Да, мы 10 октября выйдем на уровень очистки 98,4% сточных вод – благодаря тому, что в этот день мы завершим строительство Главного канализационного коллектора северной части города. Это проект, аналоги которому найти, наверное, сложно. Весь коллектор обеспечивает сбор и транспортировку на очистку сточных вод с территории площадью 330 квадратных километров с населением около 2 млн. человек! Повторю: очистка 98,4% сточных вод – это очень высокий показатель. Но остается 1,6% стоков, которые пока еще сбрасываются напрямую в водоемы. И мы должны эти прямые выпуски обязательно закрыть. В частности, нам предстоит построить Охтинский коллектор, который позволит ликвидировать существующие сегодня прямые выпуски в реку Охту. Нам надо привести в порядок еще одну городскую речку – Карповку, там тоже есть прямые выпуски. Надо убрать оставшиеся единичные прямые выпуски в районе Невы – один из них, кстати, расположен буквально под Медным всадником. Это все небольшие – с точки зрения объема сбрасываемых стоков – выпуски, но их закрытие потребует и больших сил, и немалых средств.
Кроме того, параллельно мы будем внедрять доочистку и обеззараживание очищенных сточных вод на всех наших канализационных очистных сооружениях (сейчас обеззараживание проходит только пятая часть очищенных стоков). Мы уже готовимся к тому, что рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря будут ужесточаться – чтобы, когда это произойдет, быть в состоянии выполнить новые требования. Так что работы впереди еще очень много.
– Впервые в России в Санкт-Петербурге создается инновационная система управления комплексом водоснабжения, позволяющая автоматически корректировать параметры подаваемой воды и в режиме реального времени получать данные об объемах водопотребления. Что дает эта система? Когда она сможет действовать в масштабах всего города?
– Эта система позволяет перейти от системы водоподачи к системе водоснабжения. Сегодня в России водоснабжения и канализования, по большому счету, нет – есть водоподача и водоотведение. Водоподача – это когда мы отправили в сеть с водопроводной станции воду с определенными параметрами, а дальше вода сама как-то попадает к потребителю. Водоснабжение – полностью контролируемый и управляемый процесс, когда мы точно знаем, какой объем воды и с какими параметрами должен прийти в ту или иную точку. И, действительно, мы в Петербурге уже реализовали пилотный проект по созданию системы управления водоснабжением – на территории с населением около 140 тыс. человек. Работа включала замену всего насосного оборудования на энергоэффективное, создание сквозной системы измерений в режиме онлайн объема подаваемой воды, давления, контроля ее качества. На основании получаемых данных в автоматическом режиме идет корректировка гидравлических режимов. Результаты проекта говорят сами за себя: среднемесячное энергопотребление снизилось более чем на 40%, с 11 до 7% сократились неучтенные потери воды. Сейчас мы завершаем работу по внедрению системы управления водоснабжением на территории южных районов города. Это уже почти 1,3 млн. человек. В следующем году в южной зоне эта система заработает в полном объеме. На очереди – северная и центральная часть города.
– Сейчас весь осадок, образующийся при очистке сточных вод, утилизируется на трех заводах по сжиганию осадка. В 2010 году Водоканал запустил проект по переработке осадка на полигонах. Когда проект будет завершен?
– Действительно, Петербург – первый мегаполис в мире, полностью решивший проблему утилизации осадка сточных вод. После того, как в 2007 году начали работать заводы по сжиганию осадка на Юго-Западных очистных сооружениях и Северной станции аэрации (а завод на Центральной станции аэрации был запущен в 1997 году), вывоз осадка на полигоны мы полностью прекратили. Но за то время, когда заводов не было, на полигонах успело скопиться огромное количество осадка. Только на северном полигоне его – около 2 млн.м3. Естественно, просто так оставить полигон нельзя, ведь, кроме всего прочего, осадок имеет неприятный запах, а город сегодня подошел к полигону уже очень близко. Мы начали заниматься переработкой осадка с помощью технологии геотубирования. Геотубы – это такие специальные емкости, где осадок проходит обработку различными реагентами. В результате подобной обработки образуется безопасный субстрат, который не имеет запаха и который можно использовать для производства техногрунта (например, для подсыпки железнодорожных насыпей). Планируется, что весь осадок на полигоне «Северный» должен быть переработан по технологии геотубирования к 2017 году.
Реализация этого проекта позволит полностью исключить негативное воздействие полигона на окружающую среду.
– С прошлого года у Водоканала появилось новое направление деятельности – снегоплавильные пункты. Насколько оно необходимо?
– Петербург – северный город, и снега у нас выпадает немало. Рано или поздно снег, конечно, и сам растает, но, во-первых, где складировать весь тот снег, который убирают с улиц и дворов? А во-вторых, городской снег – это уже не только снег, это еще и грязь в немалых количествах. И куда вся эта грязь потом поступает? Правильно – в реки, каналы, в почву. Стационарные снегоплавильные пункты позволяют сделать процесс утилизации снега экологичным и энергоэффективным. И в природу отправляется уже вода очищенная. В прошлом сезоне в нашем городе работали шесть стационарных снегоплавильных пунктов общей производительностью 35 тыс. м3/сут. В следующем сезоне к ним добавятся еще четыре.
– В настоящее время в Петербурге самое низкое в России потребление воды – 158 литров. Получается, что самые сознательные и бережливые граждане живут в Питере?
— Возможно, все дело в том, что именно в Петербурге формированию культуры водопотребления уделялось – и уделяется – особое внимание. Как вы знаете, в Водоканале уже в течение 11 лет работает Детский экологический центр (ДЭЦ). В этом году 10 лет исполнилось нашему музею воды. Мы подсчитали – за эти годы в ДЭЦ и в музее побывало около 1,5 млн. человек. Это очень много. И у каждого из них хоть немного изменилось отношение к воде, потому что эти люди узнали, как на самом деле воды на нашей планете мало, и какой это сложный процесс – приготовление питьевой воды и очистка сточных вод. Но особое внимание мы всегда уделяли, конечно же, работе с детьми. Дети любопытны, они открыты новым знаниям и новым эмоциям. И к тому же именно дети – лучшие учителя для своих родителей, бабушек с дедушками и прочих родственников.
У нас много семейных проектов, в рамках которых ребята проводят уроки воды для пап и мам, все вместе смотрят, насколько бережно в семье относятся к воде и что можно сделать для того, чтобы не тратить воду впустую. Понимаете, это не лозунги, не призывы – это постоянная работа с детьми, с семьями, с молодежью. У нас ведь еще есть интернет-проект da-voda.com, главный герой которого – Невский рак – имеет представительства в социальных сетях.
И снижение водопотребления – во многом результат этой работы. Хотя, конечно, играет свою положительную роль и установка приборов учета, и использование современной сантехники и бытовой техники…
– Вы уже более четверти века возглавляете Водоканал Санкт-Петербурга. За это время все удалось сделать, что планировали?
– Никогда нельзя заявлять, что ты сделал все. Никогда нельзя останавливаться в развитии.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Кармазинов Феликс Владимирович
Родился 6 октября 1943 года в Кронштадте.
В 1966 году окончил Ленинградский институт водного транспорта.
Работал на Кронштадтском морском заводе (мастер, старший мастер, заместитель начальника цеха), возглавлял Кронштадтский филиал Ленинградского швейного объединения «Маяк», был председателем исполкома Кронштадтского Совета народных депутатов.
В 1987 году возглавил Управление водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал», позднее преобразованное в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин Кронштадта. Лауреат Государственной премии в области науки и техники (2001 год). Награжден орденом Почета, орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью Кавалера французского национального ордена «За заслуги», командорским знаком 1-ой категории ордена Финского Льва и многими другими наградами.
Удостоен звания «Почетный работник ЖКХ Российской Федерации» и «Почетный работник водного хозяйства».
Доктор технических наук, профессор. Академик Инженерной академии, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы.
Заслуженный инженер России.